ottepel’

Тема Советского Союза не дает покоя и не отпускает: никого. Повсеместное засилье этого красного дьявола выворачивает меня наизнанку похлеще свонсовского I Love You So Much. У меня нет слов, кроме слова “странно”, чтобы описать все происходящее вокруг. 

Не скажу, что шла на выставку “Оттепель” (которая в ГТГ на Крымском Валу) с огромным желанием и удовольствием. Скорее, плелась. Хождение по выставкам – та еще работа, утомляет не хуже пятидневной работы в офисе.

Пришла, походила, посмотрела. Присела. Еще раз прошла. Потом еще раз. Села у решетки (хотя мой преподаватель в Университете решительно отказывается называть это словом решетка, мол, все-таки решетка это слишком радикально и по-тюремному) и подумала, что это все сюрреализм какой-то, на сон похоже. Организаторы, государство, музей, куратор решительно решили сотворить новый миф о том, что, на самом деле, братцы, в СССР было круто в 60-е, просто потом пошло все не так, но если бы держались курса, то были бы чуть ли не как США по уровню жизни, и тут нам вывалены все доки: и рекламные фотографии красивых женщин с сигаретами “Лайка”, и просто фотографии с улиц Москвы с мужчинами, похожими одновременно на Тома Круза и Марлона Брандо, и достижения промышленности, и космические успехи показаны (правда, плохо показаны, потому что тема космоса была в 60-е ведущей, а тут просто пробежались ради галочки), и кинематограф у нас был великий… Это, кстати, отдельная тема: выставленные афиши фильмов и кадры из кинофильмов жизнеутверждающе заявляют, что кино наконец-то вздохнуло. И на этой части я расплакалась. Ни слова про поломанные судьбы режиссеров, ни слова про Г. Шпаликова и загубленные карьеры кинематографистов. Это все походило на то, что мне предлагают очки с фильтрами от новой реальности: ты всю жизнь ошибалась, да и дед твой ошибся, когда принципиально отказался от советского гражданства. Все вы ошибались, потому что Хрущев был душкой, ну, да были прорехи, ну, а кто не без греха? Такой страной да в такой сложный период управлять.

Мне все стало понятно, когда речь Даниэля и Синявского была выставлена под витриной и только очень интересующийся человек мог это все прочесть. Директория “Диссиденты” вообще получилась удивительно недоработанной, то есть опять же – они были, да, были заключения, лагеря, несправедливо – возможно, но кто уже там разберет, что справедливо и что нет. Амбивалентность попахивает шизофренией и наоборот. Чистая шизофрения – когда ты говоришь про диссидентов, забывая и про страшные последствия, и про страшный 1968-й, который окончательно сломал веру в светлый и мирный коммунизм. На стене ты вешаешь пару картин, немного архивных документов, пробегаешься поверхностно, не упомянув демонстрации студентов на Лобном месте и про то, что с ними стало. Огромная глава 60-х была просто сокращена до неприличия. Так даже школьные романы для краткого изложения не сокращают.

А за стеночкой с диссидентами красуются  фотографии нашей интеллигенции: тут и Ростропович, и Шостакович, и Сартр с Симоной в гостях, и Евтушенко, и Солженицын. И ни слова про то, что Ростроповича и его семью лишили гражданства, ни слова про Солженицына и гонения на интеллигенцию.

Однако, Евтушенко рядом с Солженицыным это еще не последний удар, поразивший меня. Последним ударом и решающим стало распределение картин  – кто и когда располагает рядом нонконформисткое искусство и официальное? Кто? А у меня есть ответ: мудаки.

Счастья и здоровья всем, кто пытается устроить новое мифотворчество и пустить пыль в глаза.

Покидала Третьяковку с ощущением опустошения, мерзости и презрения: то ли к себе, то ли ко всему и всем, заставившим меня это почувствовать.

Тем не менее.

Выставка, конечно, понравилась. Встряхнула и дала надежду.

Advertisements

Прокомментировать

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s