Делает ли искусство зрителя умнее?

Я тут на днях давала комментарий одному web-журналу, посвященному искусству, на вопрос “Делает ли искусство зрителя умнее?”. Я согласилась порассуждать, потому что это лишний повод поговорить на любимые темы.


Ответить утвердительно или отрицательно на этот вопрос означает лишь то, что респондент не понимает сути предмета/вопроса, а, значит, ему надо вернуться в самое начало и проделать заново весь путь, включающий работу над ошибками. Как в компьютерной игре, например.
Я сразу оговорюсь, что лет 5 назад у меня болела вся нижняя часть спины и сводило зубы от ярости, когда я слышала фразы по типу “современное искусство — это отстой”, “выставка восхитительная!”, в общем, любое оценочное мнение и суждение по теме. Меня прям коробило и било, мол, как можно так рассуждать! Да надо изучить сначала это, а потом это, а потом приходить в галерею. И я забывала, что мои родители совершенно не подходят к вопросам искусства, оценки прекрасного в нем, а также его значения таким образом, который я описала. Они получают свою дозу прекрасного, просто восхищаясь талантом художника. Зачем им знать, что такое сфумато и кьяроскуро?
Все претензии и пресловутый снобизм, который царит на отделении искусствоведения в ВУЗах страны, отпал сам собой, когда я начала профессионально заниматься изучением искусства. Кстати, именно этот снобизм наших искусствоведов заставил меня окончательно утвердиться в правильности своего решения выбрать западное образование. Да и книги переводились лишь те, что не шли вразрез с большевистским курсом. В общем, как сказала одна современная художница: “Если ты не знаешь английского, ты не художник.” Перефразирую, если ты не знаешь английского, то ты не искусствовед.
Пройдя как больной через несколько стадий, в том числе стадии агрессии и отрицания, я вышла на стадию принятия. В чем оно заключается? Никто не обязан знать, а тем более любить искусство. Не надо требовать от людей то, что им не нужно, не надо требовать этих знаний. Пора признать, что для большинства живущих искусство — это то, что радует глаз, это то, что просто заставляет душу отдыхать и наслаждаться, это часть некоего entertainment. Как мне сказал один коллега из Музея изобразительных искусств, что в музей приходят “ради чекина и фотографии в инстаграм”. Мол, я был, я видел, я знаю, я умный. Человек, приходя в музей, подсознательно осознает себя привилегированным или частью этого самого привилегированного сословия. Это очень сильная подсознательная вещь, желание подняться и выделить себя, потому что искусство все еще остается прерогативой высшего класса (если вообще уместно говорить о нашем обществе в таком духе) или, если угодно, людей “не таких как все”, избранных. Я опять повторюсь, что тут огромное количество людей может со мной спорить, но я непреклонна: очень мало людей понимают, что они делают что-то действительно осознанно.
Еще немаловажный момент. Я помню, что в разговоре с одной женщиной, когда я с ней говорила о поп-арте, она очень обиделась на меня, когда я сказала ей следующие слова: “Не стоит переживать, что Вы не понимаете смысл того или иного произведения. Есть мнение, что чувствовать произведение, ловить его атмосферу может только ограниченное количество людей. Всем остальным либо необходимо разбираться, либо нужна посторонняя помощь, либо они просто наслаждаются.” Это, кстати, очень частая вещь — обижаться на то, что ты такой же как и все, потому что каждый воспринимает себя кем-то особенным. Представьте отрезок, если Вам скажут “Покажите на этой шкале, где вы располагаетесь по уму относительно других людей”, то большинство ставит себя ближе к правому концу отрезка. Так и есть, никто не считает себя глупым, все считают себя начитанными и умными.
Теперь вопрос относительно слова “умнее”. Умнее кого? Самого себя? Что это вообще за мера такая — умный в сравнительной степени. Как можно быть умнее кого-то? Ты есть ты, у тебя свой курс по жизни, свои знания. Погоня за кем-то в итоге приводит к неврозам, депрессии и слому личности. Как-то так. Вот, например, я как гид работаю со многими людьми — это и топ-менеджмент компаний разного рода, это и врачи, и it-сфера. И интересно то, что почти все эти люди всегда мне честно говорили, что в искусстве не разбираются, да и вообще не очень его любят. Меня это очень подкупало по одной простой причине: люди говорили об этом честно. Кстати, такая прямота, что ни говори, а не характерна для наших людей возраста от 21 до 30. Все очень боятся признаться, что они где-то не разбираются, что-то не знают и не понимают. В этом состоит главная сложность работы с русской публикой. Все всё знают, а итог печальный. Не знать не стыдно, стыдно не стремиться к знаниям, как я всегда говорю.

the-song-of-love-1914_thumb_medium580_0
Дж.де Кирико «Песнь любви»

Я не смущаюсь, когда мне говорят, что современное искусство — полное говно. Моя работа состоит в том, чтобы, в том числе, я вывела человека из отрицательного восприятия и мышления. Искусство будоражит, оно вызывает эмоции. Зайдя в комнату с пятью черными квадратами во всю стену, Вы можете огорчиться, а можете получить удовольствие. В любом случае, важны эмоции. И лучше, чтобы эти эмоции были положительными, даже если просится совсем другое настроение. Черные квадраты — да, уныние, возможно, но стены — белые. Порадуйтесь этому и уходите прочь из галереи с хорошими эмоциями. Вы можете больше никогда туда не возвращаться, но Боже упаси Вас, думать отрицательно, а потом еще писать отзывы и едкие комментарии на тему, что “наши не умеют, не научились”. Это Вы не умеете, прежде всего работать над своими эмоциями.
Возвращаясь к своим клиентам, я понимаю одно, я не имею ни морального, ни какого-то другого права оценивать ум других людей. Это их вотчина. У нас с ними разное направление по жизни, разные цели и разные исходные данные. Поэтому речи быть не может о том, стали ли они умнее после того, как посмотрели выставку Караваджо в Пушкинском или нет.
Говорить в контексте, стал ли ты умнее, представляется мне неверным, наверное, корректно вести разговор в формате расширения кругозора и развития личности, которое наблюдается, когда человек обладает open-mindness, которая в свою очередь наблюдается только при диффузии границ восприятия окружающего мира у конкретного человека. Сначала ты открываешь сознание, и только тогда ты переходишь на новый уровень. Искусство как раз и направлено на расширение этого сознания путём переживания опытов различного рода — чувственного, экстрасенсорного и тд. Искусство является проводником в мире становления личности и восприятия окружающего мира, это опыт познания себя, открытия себя самому себе.

Комментарии запрещены.

Ваш собственный блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

